Не каждое автокресло — гарантия безопасности вашего ребёнка.
Безопасность взрослого пассажира автомобиля, как ни в одном другом транспорте, в первую очередь находится в его руках. В прямом смысле слова: пристегнул ремень — спас себя и окружающих от возможных увечий в ДТП.
И на заднем сиденье тоже
Как показал опрос ВЦИОМ, 82% россиян считает, что всю ответственность за безопасность пассажиров несёт водитель. «По правилам дорожного движения, если пассажир не пристёгнут, к ответственности привлекут обоих. При этом больший штраф действительно получит водитель», — напоминает председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. Он признаёт, что пассажиры, в отличие от водителей, всё ещё пристёгиваются очень нерегулярно. Особенно на заднем сиденье. Кстати, по данным того же соцопроса, 48% респондентов признались, что позволяют себе игнорировать пассажирские ремни безопасности в автомобиле.
Физиология ДТП, или почему так важно пристегиваться в автомобиле?
По закону, если в машине кто-то не пристёгнут, то это всего лишь штраф: 1000 руб. для водителя и 500 руб. для пассажира. В жизни цена такого легкомыслия гораздо выше. «Все краш-тесты проходят на городских скоростях 54 или 60 км/ч, и результаты показательны как раз для города, — пояснил заместитель генерального директора ФГУП «НАМИ» Денис Загарин. — Более того, вы можете врезаться в тот же столб. И тогда критическая скорость будет меньше 20 км/ч. К тому же не пристёгиваться в машине, оборудованной подушками безопасности, равносильно самоубийству!» Баллон раскрывается со скоростью 200 км/ч. То есть человек и так летит вперёд, а тут ещё навстречу удар подушки. Всё равно что попасть под кузнечный молот.
Кстати, как показал анализ 100 тыс. ДТП, непристёгнутые пассажиры задних сидений представляют собой опасность для водителя и переднего пассажира: почти 80% пассажиров передних сидений могли бы выжить в ДТП, если бы задние были пристёгнуты! «Использование ремня безопасности снижает риск гибели в 2-3 раза при фронтальном столкновении, в 1,8 раза при боковом и в 5 раз при опрокидывании», — поясняет автоэксперт центра «Движение без опасности» Дмитрий Стебаков.
Видео краш-тестов лучше любых слов показывает, что бывает с пассажирами, игнорирующими ремни. Так, в машину усадили на заднее сиденье два взрослых непристёгнутых манекена и один детский в автокресле. После имитации ДТП на скорости 50 км/ч пассажиры резко подаются вперёд, следует страшный удар о потолок и водительское кресло. Нагрузка на бедренную кость при ударе коленом о переднее сиденье — не менее тонны! В итоге таким горе-пассажирам обеспечены переломы ног, сотрясение мозга и даже перелом шейных позвонков. Но это не самое страшное: один из них на отскоке с размаху садится на малыша, которого уже вроде бы спасли ремни в автокресле.
Затяните ремни. Репортаж с испытания детских автокресел
Не спешите отказываться от кресла
Необходимо помнить, что за безопасность детей в машине отвечают взрослые. Согласно ПДД, дети в возрасте до 12 лет в салоне автомобиля должны перевозиться в автокресле.
Да, есть несколько исключений. Если ребёнок в возрасте от 7 до 12 лет у вас не помещается в автокресло из-за своих габаритов (например, его рост составляет свыше 150 см или он очень крупный), то на заднем сиденье его необходимо перевозить, обязательно пристегнув ремнём безопасности. Что касается переднего сиденья, то до 12 лет детское автокресло должно использоваться обязательно, причём конструкция должна соответствовать весу и росту ребёнка.
В Госавтоинспекции МВД России из соображений безопасности настоятельно рекомендуют перевозить детей в автокресле до достижения ребёнком 12 лет. Опасения специалистов из-за детей, пристёгнутых штатными ремнями, связаны с ростом. Надо понимать, что регулирование высоты штатного ремня безопасности в машине предельно: если рост пассажира меньше 150 см, ремень, проходящий по горлу, попросту не сможет обеспечить его безопасность. А ремни в автокресле, если подобрать его строго по весу и росту ребёнка, проходят по грудной клетке, не касаясь лица и шеи.
Автокресло по цене бизнес-ланча. Сравнительная стоимость
Ляльку — в автолюльку!
Отдельная история с перевозкой младенцев. «Ни в коем случае нельзя возить малышей на руках. Никто не способен гарантировать безопасность чада, которое не пристёгнуто. Анатомическая конструкция автокресла вопреки предубеждениям неопасна даже для новорождённого, в случае столкновения это устройство способно сохранить жизнь и здоровье ребёнку», — не перестаёт повторять молодым родителям директор НИИ хирургии детского возраста РНИМУ им. Н. И. Пирогова, доктор медицинских наук, профессор Владимир Розинов.
У младенца плохо развиты мышцы шеи, слабая спинка, незатянутый родничок и мягкие кости черепа. Даже незначительное ДТП — это риск сотрясения мозга и перелома шейных позвонков. Мягкие плечики и рёберные кости повышают вероятность переломов, которые могут привести к повреждению лёгких, печени, селезёнки и сердца. Строение автолюльки учитывает все эти особенности.
Некоторые беспечные родители для перевозки совсем маленьких детей используют люльку от коляски. Безусловно, это удобно, но при внезапном ударе даже на самой маленькой скорости малыш просто вылетит из такой ненадёжной конструкции. Поэтому люльку лучше брать автомобильную, которая имеет соответствующие ремни и крепления.
Дёшево и хорошо не бывает
Некачественные автокресла — ещё одна угроза безопасности. Кресла, которые не соответствуют требованиям Технического регламента Таможенного союза, ломаются уже на первых этапах краш-тестов. Эксперты говорят, что лучше вообще ездить без кресел и пристёгивать ребёнка простыми ремнями, чем доверять его безопасность таким подделкам. «Покупать кресла-подделки нельзя! Например, отломавшаяся задняя спинка в момент аварии может ударить малыша по голове. Ещё одна опасность — слабые крепления isofix, — констатирует представитель специализированного магазина автокресел Сергей Керженцев. — Если при ДТП отрывается крепление isofix, то ребёнок вместе с креслом может удариться о переднее сиденье. И кресло, вместо того чтобы защитить ребёнка, добавит импульс удару».
Можно ли использовать бустер вместо детского автокресла?
Родителям при покупке важно обращать внимание на наличие сертификации. Маркировка со знаками ECE R44/03 и ECE R44/04 говорит о том, что кресло прошло весь цикл испытаний и соответствует требованиям Европейского стандарта безопасности. Несертифицированные аналоги, конечно, дешевле: можно и за 2 тыс. руб. найти нечто, лишь бы не платить штраф в 3 тыс. руб. за отсутствие кресла. Но эта подделка не спасёт вашего ребёнка. «В первую очередь нужно помнить, что дёшево и хорошо не бывает, — говорит Денис Загарин. — Чтобы кресло выдерживало удар, у него должна быть развита пространственная конструкция. Соответственно, если оно сделано из строительного пенопласта, при ударе просто рассыплется. Надёжная конструкция — всегда массивная. Так что перед покупкой кресло надо взвесить в руках». Кроме того, предпочтение всегда нужно отдавать устройствам с развитой боковой защитой. В этом случае спинка плотно охватывает голову ребёнка, и это может спасти жизнь при боковом столкновении.
«В ряде ДТП, в которых погибли дети-пассажиры, они находились в детских креслах. Это не всегда говорит о том, что детские кресла плохие, чаще о том, что ими неправильно пользуются. Покупают несертифицированные, неправильно их устанавливают, неправильно размещают детей», — говорит заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин. Также он напоминает всем водителям, что, если взрослый за рулём грубо нарушает правила — превышает скорость или выезжает на встречку, ни одно, даже самое надёжное и безопасное кресло не спасёт ребёнка в случае ДТП.