Сегодня даже не самое серьезное происшествие на дороге, во дворе или на парковке может обернуться большими непредвиденными расходами, о страховании задумываются уже не только владельцы новых машин. А рост цен на автомобили и запчасти заставляет россиян пересмотреть отношение к своему четырехколесному имуществу и даже манере вождения. Полис каско позволяет переложить на страховщика и инфляционные риски, и заботы по организации ремонта, даже в том случае, если у виновника нет ОСАГО.
Но сейчас автомобилисты задаются многочисленными вопросами. Как сегодня работает страховая защита? Сможет ли страховщик обеспечить качественный ремонт? Хватит ли денежной выплаты после угона на покупку другого авто?
— Алексей, многие автомобилисты уже столкнулись с тем, что приходится ждать нужных запчастей месяцами — в том числе и у официальных дилеров? А как дела обстоят у страховщиков?
— Мы имеем ту же проблему. Все российские страховые компании столкнулись со сложностями с соблюдением сроков ремонта на СТОА. Но нам удается договориться с клиентами о способе, форме и сроках урегулирования страховых событий.
Чаще всего мы организуем ремонт автомобиля. Но в случае, если клиент не готов ждать, когда придут запчасти, предлагаем денежную выплату. Так страхователь может самостоятельно организовать ремонт, найти и заказать запасные части. Есть и такой вариант, когда наши партнеры делают частичный оперативный ремонт с заказом недостающих деталей, не влияющих на эксплуатационные качества машины. Поэтому клиент сможет пользоваться автомобилем, ждать поставку запчастей и завершения процесса урегулирования.
— Дефицитные запчасти являются проблемой всех машин или отдельных марок?
— Это проблема даже не марок, а лишь части комплектующих для них. Чаще всего для дорогостоящих автомобилей. Случается, что большинство комплектующих есть в наличии, а одной-двух деталей нет на российском рынке. Но хочу отметить, что сейчас ситуация меняется.
Могу сказать, что в целом сегодня на российском рынке можно найти запчасти на любые марки и модели, но такого богатого ассортимента, как раньше, нет ни у одного поставщика. Эту проблему наши партнеры решают заказом отсутствующих запасных частей из-за рубежа, однако сроки урегулирования из-за этого увеличиваются. При этом российские и китайские автомобили ремонтируются быстро, сроки соответствуют прошлогодним.
— Скажите, какова доля проблемных ситуаций?
— От общего числа страховых случаев по каско — не более 10%. Но и в проблемных ситуациях мы стараемся найти выход, чтобы оперативно урегулировать убыток клиента. Например, 27 сентября мы приняли от страхователя заявление и в тот же день провели осмотр, выдав направление на ремонт на станцию техобслуживания. После этого выясняется, что у этой станции нет технической возможности провести ремонт, так как нет необходимых запчастей. Другие сервисы региона также не смогут выполнить качественный ремонт. После обсуждения ситуации с клиентом мы предложили ему денежную компенсацию. 11 октября он предоставил банковские реквизиты, выплата была сделана в тот же день.
— Может быть, лучше сразу деньгами возмещать?
— В этом случае клиент потеряет сервис. Важно отметить, что по полному каско мы в первую очередь стараемся обеспечить клиента не только средствами для ремонта, но и качественным сервисом, ищем запчасти и подходящую СТОА. Наши клиенты привыкли к этому и высоко ценят. И, если договор страхования предусматривает возмещение в форме ремонта, мы стараемся рассматривать в приоритете именно ремонт автомобиля.
Ошибочно думать, что самым большим риском для автомобиля является ДТП и ущерб можно покрыть за счет виновника. Полноценный полис каско покрывает все риски. Это могут быть стихийные бедствия, падение сосулек, столкновения с животными, угоны и хищение деталей. Такие ситуации бывают не так часто, но имеют существенные последствия для автомобиля и его владельца. Кроме того, по договору каско можно получить и сервисные услуги: эвакуацию, помощь аварийного комиссара.
— Весной страховщики прогнозировали рост угонов в связи с дефицитом и ростом стоимости автомобилей. Прогнозы оправдались?
— К счастью, не в полной мере. Весной все было относительно спокойно, но летом пошел рост. Пиковым по активности автокриминала стал июль. Количество хищений в этом месяце на 30% превысило показатели января, в течение полугода удерживавшего «пальму первенства».
— Какие автомобили угоняют чаще всего?
— Предпочтения угонщиков за год кардинально не поменялись. Чаще всего угоняют кроссоверы южнокорейских и японских марок. Летом больше всего страховых событий по риску «угон» было зафиксировано с автомобилями марки Hyundai (модели Santa Fe, Tucson, Creta), Kia (Sorento Prime), Mitsubishi (Outlander).
Но, учитывая ситуацию с запчастями, жертвой угона может стать любой автомобиль. Поэтому включение риска «хищение» в страховой полис актуально как никогда. Если в договоре есть этот риск, то страховщики покрывают все криминальные страховые случаи: угон, грабеж, разбой, кражу. Важно при заключении договора не занижать стоимость автомобиля, чтобы в случае хищения денежной выплаты хватило на покупку другого.
— А как быстро выплачивают деньги?
— Наша компания выплачивает довольно быстро. Для сравнения, в большинстве страховых компаний для выплаты по риску «хищение» требуется постановление о приостановлении предварительного следствия, которое выносится только через 30 дней после возбуждения уголовного дела. Нам при отсутствии оснований для проведения дополнительной проверки этот документ не требуется. Поэтому клиенты получают страховое возмещение в короткие сроки.
Например, в Санкт-Петербурге 17 марта у нашего клиента угнали Hyundai Solaris. 21 марта он обратился с заявлением о наступлении страхового случая, 29-го предоставил в нашу компанию полный пакет документов. 6 апреля уже получил выплату.
Мы считаем, что сокращение сроков урегулирования — одно из ключевых направлений и важнейший критерий для оценки отношения компании к своим клиентам.
— Можно ли решить все вопросы после страхового случая с машиной полностью дистанционно?
— Да, конечно. Для всех событий по полису каско сейчас уже возможно удаленное урегулирование с использованием электронных каналов связи.
Клиент обращается в контакт-центр страховой компании, где сотрудник проконсультирует по необходимым документам и направит ссылку на ресурс, с помощью которого можно сфотографировать все документы и повреждения на машине и направить все это в нашу компанию. Посещать офис необязательно, направление на ремонт можно получить буквально день в день. По риску «хищение» клиенту необходимо посетить офис и передать оригиналы документов по событию и на транспортное средство.
Электронное урегулирование по каско сейчас происходит уже более чем в 20% случаев. Могло быть и больше, но автомобилисты еще опасаются. Но, думаю, вскоре все убедятся, что такой канал взаимодействия с компанией хорошо работает и только удачно дополняет надежную страховую защиту.
Оцените материал