В теплую погоду на междугородных трассах, которые испытывали проблемы с регулярной очисткой от снега, возникают опасные участки, которые провоцируют аварии. В этих местах машины теряют управляемость и могут с эффектным заносом вылететь в сугроб. Только от грамотных действий водителя зависит, останется ли автомобиль на дороге или свалится в кювет.
Ледяная колея
Комбинация чередующихся природных явлений создает на дорогах ряд опасных участков. Обильные снегопады, ледяные дожди, несколько кратковременных оттепелей и последовавшие за ними экстремальные морозы ниже 30 градусов сформировали на загородных трассах плотный слой укатанного снега, который сначала прорезался проходящим транспортом на колеи, а затем превратился в крепкую корку с неровными ледяными буграми.
При этом по обочинам остаются слежавшиеся брустверы из отброшенного снега, с которыми плохо справляется дорожная техника. В итоге в некоторых местах транспорт не может уклониться на обочину в случае экстренных маневров или из-за необходимости срочной остановки. Колеи приобретают вид двух желобов с обледенелыми краями.
Езда по таким желобам сопряжена с рядом трудностей. В оттепель вода с таявших снежных отвалов стекает вниз и может замерзать на краях колеи. Кроме того, вода застаивается в низинах и при ночных заморозках создает тонкий слой льда на асфальте, который незаметен для водителя. Причем на второй колее такого ледяного покрытия нет, что создает опасный участок для торможения — здесь машину поведет в сторону. Такая же ситуация возникнет, если водитель резко нажмет на газ.
В этих условиях легко потерять управляемость. Машина, рванувшись в сторону, начинает метаться по колее, может напугать водителя. А в стрессе водители чаще всего давят на тормоз, вызывая более глубокий увод в сторону, который заканчивается инстинктивными коррекциями рулем и заносом.
Если, наоборот, в панике отпустить педаль тормоза и крутануть руль в противоположную от сноса сторону, то это может вызвать динамические колебания на кузове и глубокий занос, но уже в обратном направлении. Водители пытаются компенсировать этот занос, активно вращают руль и еще больше раскачивают автомобиль, который буквально встает поперек дороги и вылетает в сугробы.
Ледяные бугры
На сравнительно расчищенных дорогах тоже можно встретить неприятные неожиданности. Даже если дорожная техника срезала часть колеи своими ковшами, на поверхности асфальта могут оставаться ледяные бугры и наросты, которые дают о себе знать при проезде легковых автомобилей. Иногда эти ледяные остатки имеют выступы по бокам, которые при контакте с колесами вызывают толчки в стороны.
Такой толчок бывает очень неожиданным и опасным, в особенности на высокой скорости. Передние загруженные колеса проскакивают через ледяные неровности, а вот задние незагруженные могут сместиться вбок, вызывая неожиданное и очень стремительное подруливание кормы.
Водителю кажется, будто неведомая сила отбросила автомобиль к краю дороги и заставила развернуть нос на обочину. Человек пугается, резко крутит руль в сторону заноса, чтобы компенсировать этот увод и в результате сам дестабилизирует транспортное средство и вызывает динамический отскок, который может закончиться вылетом с дороги.
Какая скорость самая правильная?
В этих условиях очень важно сохранять самообладание и не стараться сильно поворачивать руль в сторону заноса. Можно выждать пару мгновений, а когда скольжение прекратится, то нужно столь же плавно вращать руль, чтобы выправить траекторию автомобиля. Главное не допускать размашистых и резких движений рулем.
Самое же важное при движении в колее или по дороге с хаотичными ледяными наростами не превышать скорость и держать безопасный темп езды. На сложных участках лучше не разгоняться свыше 70 км/ч, чтобы не потерять контроль над машиной, а в случае возникновения заноса суметь сбросить скорость и выправить траекторию движения.
Оцените материал